Реформы при патриархе Никоне
Самые важные акты по преобразованию церкви были изданы во время правления Алексея Михайловича. Соборное уложение переписало слободы из духовных беломестцев (население, жившее в Белых слободах и потому освобожденное от государственных налогов и повинностей) на царя. Затем был учреждён Монастырский приказ, состоявший из светских чиновников. Также царь хотел реформировать церковь, чтобы она стала единым институтом и избавилась от инородных наростов. Это было осуществлено в патриаршество Никона и привело к церковному расколу.
Когда Никон принимал власть, реформаторские идеи уже созрели в кружке протопопов, приближенных к царю. Они считали, что сначала нужно заменить всех священнослужителей на своих людей, а затем уже отучать людей от двоеверия и многогласия. Стоглав возвёл в ранг святых российских святых, сделав церковь единой, но все понимали, что в основе единой церкви должен был лежать единый культ. В 1654 году был созван Собор, где было принято окончательное решение о необходимости исправления книг и обрядов.
В каждой местности была своя традиция, свои богослужебные книги и имена угодников. Так как нельзя было принять за образец ни один русский чин, было решено взять за основу греческий чин, тем самым вернуться к христианству, принятому в X веке, ведь греков считали прямыми преемниками Византии. На самом деле русский чин почти не был исковеркан, если не считать мелкие погрешности, а вот греческий чин претерпел значительные изменения. Невежественные священники Никона стали исправлять богослужебные книги, исходя из греческих и венецианских печатных изданий, и почти не заглядывали в старые греческие рукописи. Это привело к исправлению на неправильный вариант, реформированный греками. Например, в X веке в Греции было двоеперстие так же, как и на Руси, а троеперстие возникло только в XII веке.